Норма списания расходов — ЮА Оптимист

Нормы расхода топлива

После того, как материал (либо сырье) поступил к потребителю и был принят к учету, его можно отпускать на производство. Отпуск строительного материала заключается в его передаче непосредственно на строительную площадку.

Все строительные материалы подлежат обязательному списанию. При этом организация самостоятельно утверждает нормы списания материалов в строительстве на основании типовых сборников производственных норм расхода, разработанных Госстроем России. В качестве лимита расходования могут быть использованы нормы расхода материалов в строительстве, заложенные в сметах.

Основанием для списания строительных материалов являются следующие документы:

  • журнал учета выполненных работ по форме КС-6а по каждому объекту строительства;
  • производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые самой строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем;
  • объектные и локальные сметы на строящиеся объекты, в которых предусмотрен сметный расход материалов по видам работа и конструктивным;
  • материальный отчет по формеМ-19 по материально-ответственному лицу: начальнику строительного участка  или производителю работ;
  • ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам  по форме М-29.

Отметим, что до недавнего времени отчет по форме М-29 относился к разряду обязательных документов. Но в последнем альбоме Росстроя унифицированных форм первичной документации по учету строительных работ такая форма отсутствует. Теперь строительная организация может самостоятельно разрабатывать свою форму отчета. В ней обязательно должно быть указано следующее:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование строительной организации;
  • содержание работы;
  • ее измеритель в денежном и натуральном выражении;

При списании материалы должны быть оценены. Оценку их можно выполнять одним из четырех способов:

  1. определить себестоимость каждой единицы;
  2. определить среднюю себестоимость;
  3. обратиться к методу ФИФО;
  4. воспользоваться методом ЛИФО.

Избранный способ в отношении какой-либо группы материалов должен оговариваться в учетной политике предприятия и применяться в течение отчетного года.

Этот метод используется в случаях:

  • когда строительная организация имеет в запасе относительно небольшую номенклатуру материалов. Это позволяет отследить, из какой именно партии закупки списываются материалы;
  • когда списанию подлежат материалы, стоящие на особом учете;
  • если материалы приобретались в единичном количестве под строительство конкретного объекта.

Несмотря на сложность оценки по себестоимости каждой единицы, этот метод хорош тем, что материалы списываются по реальной себестоимости. Однако он требует четкого учета каждой покупки. При использовании этого метода надо знать, из какой именно партии берется данный материал, и списывать его по цене именно этой закупки.

Этот способ содержит два варианта исчисления себестоимости материала.

Для определения взвешенной оценки делается следующее:

  • исчисляется стоимость группы материалов на начало месяца и приобретенных до конца этого месяца;
  • исчисляется количество материалов этой же группы за отчетный период (сумма остатка на начало месяца и количества приобретенного в течение месяца);
  • полученная стоимость делится на количество материалов.

Скользящая оценка является фактической себестоимостью материала. Она отличается от взвешенной оценки тем, что при расчете вместо количества материалов, приобретенных в течение отчетного периода, учитывается только их поступление на момент списания (с учетом остатков на начало месяца).

Метод ФИФО

1 вариант:

  • В первую очередь списываются материалы первой партии материалов по их фактической себестоимости. Если количество в этой партии не покрывает потребности в списании, то списывается вторая партия уже по ее фактической себестоимости и т.д.
  • Для определения остатка из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца) вычитается стоимость списанных материалов.

2 вариант:

  • сначала определяется общая стоимость материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца);
  • затем определяют остаток материалов на конец месяца по цене последней приобретенной партии;
  • разница между этими величинами будет равняться стоимости списанных за этот период материалов.

Метод ЛИФО

Этот метод предусматривает списание затрат в строительстве «от обратного»: в первую очередь списывается материал из партии, приобретенной последней. Причем себестоимость списанных материалов оценивается по себестоимости этой партии, а остаток материалов – по себестоимости партии, закупленной первой.

Р = Н П – К, где

Норма списания расходов — ЮА Оптимист

Р – стоимость материалов, израсходованных на производство;

Н – стоимость начального остатка материалов (на начало месяца);

П – стоимость материалов, поступивших за отчетный период;

К – стоимость конечного остатка (на момент инвентаризации).

Расход материалов в строительстве включает в себя потери, которые практически невозможно исключить. Трудноустранимые потери могут возникнуть при перевозке материалов со склада, при осуществлении строительно-монтажных работ.

Списание этих потерь выполняется с учетом типовых норм трудноустранимых потерь, приведенных в РДС 82-202-96. В случае, если такого рода потери материальных ресурсов не охвачены данным документом, то они должны разрабатываться в соответствии с СНиП 82-01-85 и вышеуказанного РДС.

На основании утвержденных данных отчета формы № М-29 бухгалтер ежемесячно списывает одним из указанных выше способов израсходованные материалы, предварительно сверив их с фактическим наличием, на себестоимость строительства (строительно-монтажных работ).

Как правило,  списание материалов осуществляется под определенный акт формы № КС-2. Однако унифицированной формы акта списания материалов в строительстве не существует, поэтому многие организации создают его самостоятельно, учитывая наличие реквизитов предусмотренных пунктом 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ, а именно код формы, наименования списываемых материалов, единицу измерения, фактический расход материалов, объект, на который списываются материалы, дату составления, должности лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций.

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Норма списания расходов — ЮА Оптимист

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Утверждаем методику расчета нормативных калькуляций

С одной стороны, формирование бюджета производственной себестоимости (в который входят и нормативные калькуляции) — необходимый промежуточный этап финансового планирования: без нормативных калькуляций невозможно создать бюджет прибылей и убытков. С другой стороны, при формировании бюджета производственной себестоимости также необходимо составить ряд промежуточных бюджетов, например, бюджет потребности в материальных ресурсах.

Так или иначе данные о нормативной себестоимости выпускаемых продуктов используются при планировании:

  • ассортимента продуктов;
  • программы сбыта;
  • потребностей в производственных ресурсах;
  • потребностей в финансовых ресурсах;
  • бюджета движения денежных средств;
  • финансового результата деятельности.

К сведению

Перечисленные плановые показатели в текущем периоде становятся инструментом контроля: при реализации бюджетов постоянно сопоставляются плановые и фактические показатели.

Для составления нормативных калькуляций необходимы:

  • нормативные карты с данными о нормах (текущих или плановых) потребления производственных ресурсов для изготовления единицы продукта;
  • базы данных по ценам на потребляемые производственные ресурсы;
  • четко прописанные алгоритмы (методики) расчета себестоимости, составления калькуляций.

1. Наличие норм потребления производственных факторов в разрезах:

  • сырье, основные материалы, полуфабрикаты — на деталь, изделие, по каждому месту их потребления;
  • нормы расхода рабочего времени (как в отношении оборудования, так и в отношении живого труда) — на отдельные технологические переходы, операции, части изделия и изделия в целом.

2. Оперативное выявление и оформление расходов, отклоняющихся от норм.

3. Системный учет изменений норм.

Основное требование к нормам — они должны отражать действительные потребности производства в потребляемых ресурсах при данном технологическом и организационном уровне.

Текущие нормы могут совпадать с плановыми, если в течение рассматриваемого периода времени не предполагается изменение норм потребления производственных ресурсов.

Чтобы на предприятии можно было использовать нормативный метод учета, необходимо в первую очередь разработать систему методологического обеспечения и создать необходимую организационную инфраструктуру, отвечающую за разработку и ревизию норм, за внесение в них изменений.

1. Алгоритм расчета нормативных калькуляций, в том числе:

  • перечень статей в калькуляции, их наполнение и порядок расчета, необходимые данные;
  • состав накладных затрат и способ их распределения по единицам продукции.

2. Организационные вопросы (с указанием сроков):

  • периодичность перерасчета нормативных калькуляций (например, 1 раз в квартал);
  • ответственное подразделение за составление нормативных калькуляций;
  • подразделения, предоставляющие информацию для составления калькуляций;
  • порядок передачи нормативных калькуляций другим подразделениям.

Не влияют ненормативные расходы и на тех, кто определяет финрезультат с применением налоговых разниц, так как корректировка в этом случае НКУ не предусмотрена (письмо ГФС от 20.01.2017 г. № 1186/6/99-99-02-02-15). Но подтвердительные документы (те же путевые листы и акты списания) необходимы всем.

НДС. В случае сверхнормативного списания топлива такие затраты не признаются связанными с хоздеятельностью (пп. 14.1.36 НКУ), поэтому возникает необходимость начисления компенсирующего налогового обязательства по НДС (п. “г” п. 198.5 НКУ). Базой налогообложения в таком случае будет стоимость их приобретения (п. 189.1 НКУ). Начислить такое налоговое обязательство нужно в отчетном периоде, в котором были выявлен сверхнормативный расход.

  • регистрируется ее позднее последнего дня отчетного (налогового) периода;
  • обычно составляется в сведенной форме, поэтому ставится отметка “х” в графе “Сводная налоговая накладная”;
  • тип причины указывается “13”;
  • указывается условный ИНН “600000000000”;
  • вместо номенклатуры указываются номера и даты “входящих” налоговых накладных, по которым покупалось топливо и начисляется компенсирующее налоговое обязательства по НДС (или номера и даты чеков);
  • в гр. 10 указывается стоимость сверхнормативно расходованного топлива;
  • в гр. 4 ставится “грн”;
  • гр. 3.1-3.3 (коды) и гр. 5-9 не заполняются.

Если водитель признал сверхнормативный расход и компенсировал его предприятию, то это рассматривается как компенсация недостачи или компенсация убытков и включается в базу начисления НДС.

НДФЛи военный сбор. Если вины работника нету, то налоги им не платятся. Также не уплачиваются, если он признал свою вину (объяснительная записка работника, приказ про дисциплинарное взыскание, заявление о списании с зарплаты суммы компенсации) и компенсировал потерю предприятию.

Если же работник не признал вину, и она доказана, то нужно удержать с работника НДФЛ начисленный на стоимость сверхрастраченных ГСМ с использованием натурального коэффициента (п. 164.5 НКУ), та как считается, что работник получил дополнительное благо (п. 164.2.17 НКУ). Что касается военного сбора, то он также начисляется, но на саму сумму растраченных ГСМ без применения натурального коэффициента.

  • повышающий по работе в городских условиях – 15%;
  • работа в холодное время года – 6%.

Автомобиль проехал в январе 2018 г. 150 км.

Суммарный повышающий коэффициент: 6 15 = 21%.

Нормы расхода для такого автомобиля будут: 0,01×6,8×150 км ×(1 0,01×21) = 10,2×1,21 = 12,34 л. Общие формулы можно найти в разделе 4 Норм Минтранса.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

К сведению

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Разрабатываем нормы

Разрабатывают нормы в случаях:

  • запуска в производство нового продукта;
  • отсутствия норм для уже существующих продуктов.

1. Разработка так называемых технически обоснованных норм.

Нормы потребления производственных ресурсов разрабатываются конструкторскими, производственно-техническими и другими подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным или экспериментальным путем.

2. Разработка норм «от достигнутого».

В этом случае как таковой разработки нет — в качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии величины потребления производственных ресурсов.

Данный подход вполне справедливо критикуется за «техническую необоснованность» норм. Но, во-первых, наличие даже не вполне «технически обоснованных» норм лучше их отсутствия; во-вторых, сами «технически обоснованные» нормы можно так назвать достаточно условно: используемые для их разработки отраслевые справочные издания часто устаревшие, не отражают современный уровень развития технологии. Кроме того, справочники носят единый, универсальный характер и не учитывают производственные особенности конкретного предприятия.

С помощью расчетного и экспертного методов тоже сложно однозначно определить нормы. Чтобы получить достоверные показатели экспериментальным путем, необходимо достаточное количество данных наблюдений.

К сведению

Разработка норм «от достигнутого» допустима при условии, что данные нормы будут периодически пересматриваться.

Разрабатываемые нормы заносят в нормативные карты, которые составляются для каждого продукта. В нормативной (маршрутно-технологической) карте указывают нормы потребления производственных ресурсов на каждой технологической операции производственного процесса.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Ревизируем

Ревизия норм позволяет проверить:

  • насколько правильно нормы были изначально установлены;
  • насколько установленные нормы соответствуют текущему технологическому и организационному уровню производства на предприятии, например при использовании другого/нового оборудования.

Основные методы ревизии норм:

  • проверки. Оценивается правильность проведенных при разработке норм расчетов, устраняются механические ошибки, пересматриваются экспертные оценки и т. д. Применяется в случаях значительных и достаточно стабильных отклонений фактических показателей от разработанных норм;
  • статистические наблюдения и анализ отклонений фактических данных от принятых норм.

Изменяем

Различают плановое и внеплановое изменение норм.

Причины планового изменения норм:

  • проведение организационно-технических мероприятий (замена оборудования, переход на другой вид сырья, повышение квалификации персонала и т. д.);
  • несоответствие норм текущему организационному и технологическому уровню производства, выявленное в ходе ревизии.

Как правило, в процессе плановых изменений новые нормы устанавливаются на относительно длительный промежуток времени.

Внеплановое изменение норм может быть вызвано, например, отсутствием необходимого вида материалов и необходимостью замены его другим, необходимостью временного перехода на другой вид оборудования (когда оборудование, предусмотренное технологической картой, неработоспособно или не имеет свободных производственных мощностей), использованием работников другой профессии или квалификации.

Внеплановое изменение норм производится на определенный промежуток времени — пока не будут устранены причины изменений, подготовлены и предоставлены предусмотренные технологией материалы, оборудование, персонал.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Оформляем изменение нормы расхода

Любое изменение норм расхода материалов приводит к изменению себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому каждое изменение должно быть согласовано со службами, ответственными за расчет себестоимости, и оформлено Актом об изменении нормы расхода сырья и материалов.

В акте обязательно указывается, для каких изделий изменяются нормы.

В нашем случае изменения касаются трех изделий: А1, А2 и А3.

По изделию А1 происходит замена основного материала — металла толщиной 1,2 мм на металл толщиной 1,5 мм и увеличивается норма расхода материала на единицу изделия с 1,25 кг до 1,5625 кг. Корректировка норм расхода связана с улучшением потребительских свойств, вызванных изменением конструкции изделия.

Также по изделию А1 происходит замена упаковки: гофролист 1000×2000 меняют на гофрокороб № 1, норма расхода при этом тоже меняется.

По изделиям А2 и А3 происходит замена упаковки: гофролист 1000×2000 меняют на гофрокороб № 2, норма расхода в штуках не меняется.

100 единиц изделия А2 необходимо покрасить по просьбе покупателя в другой цвет.

Акт подписывает работник, который его составил; согласительные подписи ставят ответственные за проверку данных, указанных в акте (в рассмотренном случае — конструктор и технолог).

После согласования документ утверждается руководителем предприятия.

Собираем и систематизируем данные для планирования потребности в материальных и финансовых ресурсах

Наиболее удобная форма организации данных по учету норм расхода материалов в производстве — шахматная, или матричная (табл. 1).

В строках таблицы указывают наименования сырья и материалов, в столбцах — наименование продукции, на пересечении строк и столбцов — норму расхода.

Мы рекомендуем

Добавьте в форму столбец с ценой материалов и строку с производственной программой (планом производства) — и вы легко рассчитаете плановую потребность в сырье и материалах как в натуральных единицах, так и по стоимости.

Vi = К1Нi1 К2Нi2 … КmНim, (1)

где Vi — объем i-го материального ресурса в натуральных единицах;

К — количество планируемого к изготовлению изделия, шт.;

Нi — норма расхода i-го материального ресурса на изготовление j-го изделия;

m — количество изделий.

Сi = Цi × Vi. (2)

где Сi — стоимость i-го материального ресурса;

Цi — цена i-го материального ресурса;

Vi — объем i-го материального ресурса в натуральных единицах.

Особого внимания требует цена материального ресурса. Основная задача — установить в качестве нормативной такую цену, которая, как ожидается, будет преобладать в течение предстоящего периода:

  • если на момент составления нормативной калькуляции соответствующие производственные ресурсы или уже приобретены (т. е. фактическая цена известна), или еще не приобретены, но подписаны договоры на приобретение (т. е. цена тоже известна), могут быть использованы фактические цены;
  • если комплектующие или материал приобретаются впервые, часто планируется цена, которая предположительно будет согласована в ходе переговоров. В таких случаях в качестве норматива можно пользоваться прогнозной ценой. Если цена, достигнутая в конечном итоге в ходе переговоров, существенно отличается от оценочной, соответственно изменяется нормативная цена;
  • если предприятие закупает материалы у нескольких поставщиков по разным ценам, удовлетворительным нормативом цены будет средневзвешенное значение цены;

Пример

Материалы поступают на предприятие от нескольких поставщиков по разным ценам.

Для установления норматива цены воспользуемся данными табл. 2.

Таблица 2

Исходные данные для расчетов

Поставщик

Доля поставки в общем объеме закупленных материалов

Цена, руб.

А

0,3

26

Б

0,4

23

В

0,3

20

Средневзвешенная цена = 0,3 × 26 0,4 × 23 0,3 × 20 = 23 руб.

______________________

  • если цель — минимизировать стоимость ресурса, в качестве норматива следует использовать минимальную цену.

В нашем примере Цmin = 20 руб. Затраты на материалы, закупаемые по более высоким ценам, будут фиксироваться как отклонения.

Следует учитывать и возможность получить скидку при закупке определенных материалов крупными партиями. Но ориентироваться только на низкие цены при оптовой закупке материалов большими партиями нельзя.

Важно!

Нормативная цена должна базироваться на таком объеме закупок, который минимизирует суммарные удельные издержки, включающие стоимость хранения запасов, затраты на покупку и на подачу заказов.

Норма расхода топлива

Нормирование расхода топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяются базовые линейные нормы, установленные по моделям (модификациях) автомобилей, и система нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

Нормирование расходов моторных масел и смазок осуществляется пропорционально расходам топлива в соответствии с установленными нормативами.

Нормы расхода топлива для автомобилей установлены приказом Минтранса Украины от 10 февраля 1998 г. № 43. О правилах их применения мы подробно рассказали в газете «Все о бухгалтерском учете» № 86 за 2014 г., а собственно нормы приводим ниже.

Год основания 1993 периодичность выхода 120 номеров на год

  • расход ГСМ вложился в установленные нормы списания – все прекрасно, можно обычным путем списывать такие ГСМ на затраты;
  • расход ГСМ превысил установленные нормы расхода – что ж, разницу придется списывать особым путем с последствиями по НДС.

Таким образом, норма списания ГСМ – это по своей сути порог-делитель затрат на хозяйственные/нехозяйственные.

  • приказ Минтранса от 29.12.1995 г. № 488/346 (для грузовых автомобилей);
  • приказ Госкомстата от 17.02.1998 г. № 74 (для легковых автомобилей).

☛Списывание ГСМ подтверждают акт на списание и путевой лист

Также предприятие может разработать путевые листы самостоятельно. Главное, чтобы был документ, который подтверждал расход топлива и соблюдение параметров по приказу предприятия о нормах списания.

Хозяйственная операция

Обычный расход топлива

Списано топливо в пределах норм расхода ГСМ

Выводы

1. Для планирования потребности в материальных ресурсах наиболее удобна матричная форма организации данных по нормам расхода материальных ресурсов.

2. Одним из необходимых элементов корректной работы предприятия является нормирование расхода материалов и учет изменения норм.

3. При расчете потребности в финансовых ресурсах на производственную программу особое внимание следует обратить на нормативную цену приобретаемого ресурса.

4. На предприятии должен быть разработан алгоритм (методика) расчета нормативных калькуляций.

Кому можно не пользоваться нормами расхода ГСМ?

А если предприятие неплательщик НДС? Может, можно не пользоваться нормами? Например, юрлицо или физлицо-предприниматель 3 группы на едином налоге 5%? Проблема в том, что кроме НДС, есть еще и налог на доходы физлиц (НДФЛ). Если есть работники, которые ездят на автотранспорте предприятия, то ненормативное расходование ГСМ – это дополнительное благо, которое они получают (в случае признания их вины), а значит, оно должно быть обложено НДФЛ (и военным сбором).

То, что нормы списания бензина и др. ГСМ выполняют еще и контрольную функцию, не следует забывать, так как без норм списания просто невозможно будет доказать тот же “слив” топлива водителем, работающего на предпринимателя 3 группы (5%), который хотя и не должен вести учет затрат по НКУ, но должен контролировать свои ресурсы в своих же интересах.

Однозначно не придавать значения расходу топлива могут разве что физлица-предприниматели 1 группы, у которых не может быть наемных работников и нету учета затрат.

Внимание списанию ГСМ по нормам следует уделять предпринимателям общей системе налогообложения физлиц-предпринимателей – у них есть учет затрат при определении объекта налогообложения и ГСМ признаются для них со стороны налоговой, но могут быть не признаны сверхнормативные расходы.

☛Нормы расхода топлива должны использовать все субъекты хозяйствования, в т.ч., и физлица-предприниматели общей и упрощенной системы налогообложения

Ну и напоследок, такие выводы подтверждаются и мнением Мининфраструктуры в письме от 21.02.2017 г. № 1441/18/10-17. Госорган говорит о том, что разработанные им нормы обеспечивают единый подход к проведению субъектами хозяйствования расчетов нормативных расходов топлива для транспортных средств. Мининфраструктуры настаивает на том, что списание ГСМ по нормам должно проводится субъектами хозяйствования независимо от их формы собственности или формы налогообложения.

Если предприятие/предприниматель не имеет утвержденных норм списания ГСМ, то есть риск, что ГФС все расходы сможет счесть ненормативными.

Существуют рекомендованные Минтрансом (бывшее название Мининфраструктуры) Нормы расхода топлива с смазочных материалов на автомобильном транспорте (приказ Минтранса от 10.02.1998 г. № 43, далее Нормы Минтранса). Какие-либо новые нормы расхода топлива не утверждались. Именно “рекомендованные”, так как этот приказ не имеет регистрации в Минюсте. Но на самом деле они “обязательно рекомендованные”, так как:

  • на их соблюдении всеми субъектами хозяйствования настаивает Мининфраструктуры (уже упомянутое выше письмо от 21.02.2017 г. № 1441/18/10-17, где говорится о том, что списание ГСМ должно осуществляться всеми субъектами хозяйствования на основе Норм Минтранса, так как они обеспечивают “единую прозрачную схему”; и еще письмо Мининфраструктуры от 17.02.2014 г. № 1545/25/10-14, где подчеркивается, что Нормы Минтранса являются действующими даже без их регистрации в Минюсте);
  • главное, – на Нормах Минтранса настаивает налоговая, например, письмо ГФС от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15.

☛Нормы расхода топлива предприятие устанавливает на базе Норм Минтранса

Но несмотря на наличие Норм Минтранса нормы на списания топлива на предприятии должны быть обязательно урегулированы внутренним приказом с учетом всех технических характеристик автомобилей, эксплуатационных норм и прочих факторов (об этом говорит, например, решение ВАСУ от 16.02.2016 г. № К/800/49593/15).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WizardMag.ru