Система федеральных органов исполнительной власти схема

Характеристика

Исполнительная власть в РФ представлена в форме относительно самостоятельного направления. Вместе с этим институты, входящие в нее, тесно взаимодействуют с законодательными и судебными учреждениями. Ее функции выражаются в практической реализации законодательства в масштабе всей страны. Для их осуществления органы исполнительной власти РФ наделяются соответствующими полномочиями.

Они проявляются в способности и возможности оказывать определенное влияние на поведение субъектов, подчинять их закону. Полномочия институтов реализуются в отношении к разным (индивидуальным и групповым) элементам общества. Федеральная исполнительная власть РФ выступает в качестве неотъемлемого компонента внутриполитического механизма.

Понятие и система органов исполнительной власти в России

– федеральные министерства;

– федеральные службы;

– федеральные агентства.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

– осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ.

Федеральные службы – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральные агентства – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и специальными нормативными актами.

1) цели и задачи органа исполнительной власти;

2) совокупность функций государственного органа;

3) комплекс прав и обязанностей(полномочий);

Система федеральных органов исполнительной власти схема

4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

– государственная и территориальная целостность РФ;

– распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

– единство системы государственной власти;

– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

– самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий.

Система федеральных органов исполнительной власти схема

Постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ является высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

1) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта рФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

3) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

4) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

5) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ соответствии с законом субъекта РФ;

Система федеральных органов исполнительной власти схема

6) иные полномочия.

– кандидатура представляется Президентом РФ Руководителем Администрации Президента РФ по предложению полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе;

– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение 14 дней со дня представления;

– если кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее 7 дней с момента отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре;

– в случае двукратного отклонения проводятся согласительные процедуры, по их результатам вносится предложение о кандидатуре или Президент РФ назначает временно исполняющего его обязанности.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ.

6) иные полномочия.

Важный момент

Исполнительная власть не может рассматриваться как вид госдеятельности. Это обуславливается тем, что последняя выступает только как форма ее практической реализации. Из этого следует, что исполнительная власть и исполнительная деятельность также не тождественные понятия. Первая является сущностным выражением второй.

Власть отражает функциональную направленность исполнительной деятельности, определенности компетенции. Это означает, что первая выступает как базовая категория. В этой же связи исполнительная власть РФ не может отождествляться с госуправлением. Последнее характеризуется именно как форма ее реализации.

Система органов исполнительной власти РФ

исполнительная власть рф

Она включает в себя:

  1. Министерства.
  2. Федеральные агентства.
  3. Службы.

Подведомственность определяется в зависимости от направления деятельности этих институтов. Например, Министерство обороны, МИД, МВД, ФСБ подчиняются президенту. Институтом, которому подведомственны Минфин, Минрегионразвития, Минтранспорта и пр., выступает правительство РФ. Исполнительная власть на уровне субъектов может быть представлена в обобщенной форме:

  1. Губернатор области, президент республики и пр.
  2. Высший орган исполнительной власти.
  3. Центральные институты специальной компетенции.
  4. Территориальные учреждения. федеральная исполнительная власть рф

Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий.

Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, включающее в себя Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

6) иные полномочия.

— Рассмотрим Правительство в системе государственной власти

-Определим состав и полномочия правительства РФ

Для достижения указанной цели в процессе исследования ставилась задача глубоко и всесторонне изучить труды ученых, занимавшихся исследованием вопросов, связанных с деятельностью Правительства РФ.

1.Правительство РФ в системе органов государственной власти

1.1.Понятие правительства

Правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами.

Правительство Российской Федерации — орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Конституционное положение об осуществлении Правительством Российской Федерации исполнительной власти Российской Федерации имеет ключевое значение для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами .

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. №2 — ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента — на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.

Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров — членов Правительства. Таким образом, состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ.

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий.

Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство.

исполнительная власть в рф

Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

1.2.Разделение властей и Правительство

Как уже было отмечено, правовое положение, и место Правительства Российской Федерации в системе органов власти определено принципом разделения властей, сформулированного в статьях 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, а в соответствии со ст. 110 Конституции РФ, осуществляет конкретно исполнительную власть в Российской Федерации.

Согласно принципа разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» , члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть.

Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство, руководит некоторыми министерствами, такими как министерство обороны, министерство иностранных дел.

Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ .

Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е.

6) иные полномочия.

– осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов.

6) иные полномочия.

Схема 9. Классификация органов исполнительной власти Российской Федерации

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой (но при этом исполнительная власть подзаконна, то есть зависит от законов) публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в РФ — организация практического исполнения Конституции России и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения.

Структура исполнительной власти России

Федеральные органы

— Министерства России;

— Федеральные службы;

— Федеральные агентства.

Региональные органы

— Министерства;

— Комитеты.

Органы исполнительной власти

— государственные служащие;

— юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Схема 8. Система органов исполнительной власти

Федеральные органы

Региональные органы

— Министерства;

— Комитеты.

— является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

— является проводником государственной политики в жизнь;

— подзаконна по своему характеру и задачам;

— объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

— её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

— является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти

— подзаконодательное регулирование;

— осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

— административное правоприменение;

— осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

— административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

— охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

система органов исполнительной власти рф

— информационное обеспечение органов государственной власти.

Судебная власть

Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота.

1. Управление производится двумя не соподчиненными органами исполнительной власти региона и РФ. Разграничение может быть представлено в следующем виде:

  • общее регулирование — детальное управление;
  • прямое распределение предусмотренных полномочий по уровням власти федеральным законодательным актом. государственная исполнительная власть рф

2. Управление осуществляется региональным институтом, которому были делегированы соответствующие возможности.

3. Полномочия реализует территориальное подразделение федерального исполнительного органа, которые переданы ему субъектом. В настоящее время такая схема на практике не реализуется.

1. Руководство. Оно включает в себя непосредственных начальников и их заместителей. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельную единицу. Заместители разделаются на:

  • первых, осуществляющих полномочия начальников в полном объеме на случай их отсутствия;
  • простые;
  • решающие определенный круг вопросов.

Система федеральных органов исполнительной власти схема

2. Отделы:

  • оперативные, решающие текущие вопросы, касающиеся деятельности органа;
  • функциональные, в ведении которых находятся обособленные задачи, не связанные прямо с целями работы института (бухгалтерия, к примеру);
  • территориальные;
  • вспомогательные и материально-технические. структура исполнительной власти рф

Особенности организации

Исполнительная власть РФ, как выше было указано, реализуется через работу определенных учреждений. Это обязательное конституционное требование. Структура исполнительной власти РФ включает в себя только определенные институты. Ими не могут быть судебные или законодательные учреждения. Свои динамические качества система приобретает через работу своих органов, которые, в свою очередь, характеризуются как исполнительные субъекты.

Существует два вида построения структуры:

  1. Линейная. Она предполагает ответственность руководителя органа за его работу в целом. Администрация оказывает управленческое влияние на всех подчиненных. При этом руководитель имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности виновных в тех или иных нарушениях лиц. При такой структуре имеет место последовательное соподчинение служащих от нижестоящих к вышестоящим.
  2. Функциональная. В такой организационной модели руководитель назначается линейным начальником. Кандидатура при этом согласовывается с функциональным должностным лицом. К примеру, глава подразделения ДПС назначается руководителем территориального органа. Однако его кандидатура должна быть согласована с начальником регионального ГИБДД.

Нормативно-правовая база

Система органов исполнительной власти

Федеральные органы

Региональные органы

— Министерства;

— Комитеты.

Судебная власть

Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ.

Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов.

Тема 4. Органы государственной власти субъектов РФ

Принципы деятельности, система органов гос. власти, государственные должности, обеспечение верховенства Конституции РФ и федерального законодательства, органы исполнительной власти

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом.

В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.

Законодательный (представительный) орган государственной власти.

Сферы влияния

Исполнительная власть РФ характеризуется тем, что в распоряжении ее субъектов находятся наиболее значимые элементы:

  • Важнейшие коммуникационные средства.
  • Финансы.
  • Армия и прочие воинские подразделения.
  • Полиция.
  • Службы внешней и внутренней безопасности.
  • Уголовно-исполнительные учреждения и так далее. высший орган исполнительной власти рф

Отличия от госуправления

Государственное регулирование и исполнительная власть характеризуются единой основой. Вместе с этим следует учитывать, что исполнительно-распорядительная деятельность (управление) в большей степени выступает как организационно-правовая категория, а работа по реализации исполнительной власти — политико-правовая. Госуправление является более широким понятием. Исполнительная же власть в определенной степени является производной от него системой.

Она призвана определять характер и объем полномочий, которые реализуются в рамках управления. Вместе с этим госрегулирование выступает как вид деятельности, направленный на практическое воплощение, претворение в жизнь исполнительной власти. Последняя составляет суть управленческой работы. Исполнительная власть выражает, главным образом, ее функциональную направленность.

Дуализм

Полномочия по управлению системой исполнительной власти разделяются между двумя органами. Одним из них выступает президент. Вторым институтом является Высший орган исполнительной власти РФ. Такая правовая позиция четко отражена в Указе Президента. В документе определяются органы исполнительной власти РФ, подведомственные указанным институтам.

Разграничение предметов ведения

В Федеративном государстве, каким выступает РФ, крайне важным является закрепление принципа единства госвласти. На различных уровнях, не соподчиненных друг другу, обеспечивается единый подход к реализации внутренней политики страны. Разделение сфер влияния между ключевыми институтами предполагает разграничение предметов ведения.

Такой принцип присутствует во всех направлениях госполитики. Органы исполнительной власти РФ могут решать вопросы на разных уровнях. Одни из них относятся к исключительному ведению России, другие — только лишь к полномочиям ее субъектов (регионов). Существуют также вопросы, которые решаются совместно.

Компетенция

Система органов исполнительной власти РФ обладает определенными юридическими возможностями осуществлять те или иные юридически значимые действия или принимать решения, влекущие последствия, обязательные для соблюдения третьими лицами. Полномочия классифицируются в зависимости от функционального назначения на:

  1. Руководящие. Они предполагают управление работой, определение целевых показателей, наличие возможности на дачу обязательных для выполнения распоряжений.
  2. Регулятивные. Они касаются как принятия нормативных актов, устанавливающих соответствующие правила, так и обеспечения их реализации в ходе текущей работы.
  3. Надзорные. Эти полномочия могут реализовываться как относительно организационно, так и функционально подчиненных субъектов.
  4. Координационные. Такие полномочия реализуются в том случае, если исполняющему органу не подчинены учреждения, которые он контролирует. Например, такая работа осуществляется межведомственными комиссиями.

В зависимости от способа закрепления полномочия могут быть:

  1. Общефункциональными. В этом случае имеет место примерное определение круга полномочий.
  2. Перечневыми. Такие возможности конкретно устанавливаются в открытых или закрытых списках. Первый способ используется при закреплении полномочий правительства, например. Закрытые перечни устанавливают круг возможностей для институтов специальной компетенции.
  3. Делегированными.
  4. Договорными.

В зависимости от порядка реализации выделяют:

  1. Связанные полномочия. Они предполагают возможность принятия только одного определенного решения при наличии конкретного юридического факта.
  2. Полномочия, реализуемые по разрешению вышестоящего лица/органа. Такие ситуации, например, имеют место, когда служащий может продлить какой-либо срок или запросить документацию после согласования со своим руководителем.
  3. Совместные полномочия. Они могут реализовываться по соглашению между органами. Например, по договору может осуществляться проверка с участием какой-либо службы.
  4. Дискреционные полномочия. Они реализуются по усмотрению в случаях, когда должностному лицу предоставлена возможность оценить совокупность фактов и принять соответствующее решение.

В зависимости от наделенных полномочий и определяется круг вопросов, относящихся к ведению того или иного института (подведомственность).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WizardMag.ru