Курсовая работа: Юридическая помощь и ее организация. Нотариат

Вопрос № 1 Юридическая помощь: содержание и значение

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент, получении государственных пенсий и социальных пособий и др. — везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста.

В соответствии с ч.1 ст.48 Конституции РФ[1]
, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, в свою очередь, требует гарантий на получение квалифицированной правовой помощи.

Реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания об этих запретах. Не все члены общества обладают юридической информацией и могут защищать свои права в соответствии с законом, их предоставившим.

В квалифицированной юридической помощи нуждаются различные субъекты общественных отношений: граждане, государственные, общественные, частные, акционерные и другие организации.

Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, — задача юристов. Составление документов, участие в судах в качестве представителей жалобщиков, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве, оказание юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, — все это требует квалифицированной юридической помощи.

При рассмотрении вопросов юридической помощи следует иметь в виду, что положения ст.48 Конституции необходимо увязывать с предписаниями, содержащимися в ст. ст.45, 46 Конституции, согласно которым каждому: а) гарантируется судебная защита прав и свобод; б) обеспечивается возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

суда;

прокуратуры;

нотариата;

специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.);

юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях;

частных детективных служб;

частных организаций (ООО, АО и т.д.), а так же, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг;

общественных приемных органов власти, местного самоуправления;

патентных поверенных;

адвокатуры (в том числе, иностранных государств).

Суды в силу своего статуса, разъясняют гражданам и представителям юридических лиц и организаций порядок обращения в судебный орган, порядок составления иска или заявления об обжаловании действий должностных лиц, в случае выявления ошибок при подаче документов, — в своих определениях указывают на порядок внесений исправлений и устранения недостатков.

То же разъясняют и работники прокуратуры и приемные органов власти при приеме заявлений и обращений граждан.

Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.

органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей — всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;

органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело.

Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетворяет нотариат. Основы законодательства России о нотариате[3]
от 11 февраля 1993 г. возлагают на нотариат защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.

При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Ряд норм об оказании юридической помощи населению по государственной и общественной защите прав потребителей содержится в Законе РФ «О защите прав потребителей»[4]
от 7 февраля 1992 г. (в ред. от 9 января 1996 г). В нем, например, предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе обращаться в суд для защиты прав потребителей в случае обнаружения их нарушения.

Широкие возможности по оказанию юридической помощи потребителям предоставляются общественным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзам. Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей.

Оказание юридической помощи гражданам и организациям является основной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, работа адвокатов им не оплачивается. Адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Работа по оказанию юридической помощи населению и юридическим лицам коммерческими организациями и ПБОЮЛ юридического профиля сходна с адвокатской деятельностью, однако, целью такой работы как раз является извлечение прибыли. Но, в связи с востребованностью и такого вида юридической помощи, т.е., преследующей коммерческие цели, следует сделать вывод о ее необходимости и дальнейшем развитии.

В настоящий момент в российском законодательстве сложилась ситуация, при которой четких требований к квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь, не существует, что способствует нарушению права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, так как, по сути, процесс ее оказания выведен из-под контроля государства, которое гарантирует указанное конституционное право.

Поэтому представляется, что существовавший ранее порядок лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг должен быть восстановлен. При лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг предъявлялись четкие требования к лицам, желающим осуществлять такую деятельность (высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет), а также была предусмотрена ответственность за осуществление соответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия.

Исходя из смысла законодательства можно сделать вывод, что в свете проводимой современной политики государства на построение правового государства, его деятельность на создание условий по обеспечению квалифицированной юридической помощью физических и юридических лиц, относится к числу важнейших конституционных положений.

Вопрос № 2. Адвокатура. Формы адвокатских образований

Адвокатура — это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

Как уже указывалось ранее, в соответствии со ст.48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства.

Услуги, оказываемые адвокатурой, носят особый характер — они относятся к сфере защиты права. В этом смысле адвокатура является в широком смысле слова правоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и суды. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспечивает реализацию этого права.

Адвокатура — некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Гонорары адвокатов — это не прибыль, а оплата их труда.

Адвокатура — не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти. Адвокаты — не чиновники, а люди «свободной профессии». Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная защита прав и интересов граждан, полемика с государственным обвинением, выявление ошибок следствия и суда[6]
.

· консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

· составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

· представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

· участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;

· участие в качестве представителей в Конституционном Суде Российской Федерации;

· защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

· участие в качестве представителя доверителя в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;

· представительство в судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах;

· участие в качестве представителя в исполнительном производстве при исполнении уголовного наказания и в налоговых правоотношениях;

· иная не запрещенная законом помощь (например, разработка уставов и подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовой контроль за учетом и отчетностью, правовое обслуживание коммерческих операций и др.).

Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом — не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Но объективно такая деятельность способствует достижению задач, стоящих перед правосудием. Адвокат — не «помощник суда», а слуга своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами.

Клиенту не нужен адвокат, который был бы «помощником суда». Более того, адвокат призван поспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судебного решения. Объективно деятельность адвокатуры способствует укреплению законности. Но перед адвокатом нельзя ставить задачу укреплять законность вообще, вне связи с защитой прав и законных интересов конкретного клиента[7]
.

В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов. [8]

Гуманизм — основополагающий принцип, характеризующий адвокатуру как институт, предназначенный для служения человеку, — защиты его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, свободы, личных тайн, собственности, социально-экономических и политических прав. Адвокат, как и врач, — представитель одной из самых гуманных и социально полезных профессий.

Законность как требование, обращенное к адвокату, означает его обязанность вести защиту или представительство только законными средствами; отстаивать законные интересы клиента; немедленно реагировать на нарушения закона судом, прокурором, другими участниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого (подозреваемого) или представляемого; обжаловать в интересах и по поручению (или с согласия) клиента незаконные и необоснованные решения суда и других правоприменительных органов.

Добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней связана с тем, что адвокатура — не государственный орган, а добровольное объединение юристов-профессионалов, оказывающих правовую помощь. Любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, может подать заявление с просьбой принять его в адвокатуру. Постановление об отказе в приеме в адвокатуру может быть обжаловано в суд. Адвокат вправе в любой момент выйти из коллегии.

Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) адвокатов и предоставляя определенные полномочия выборным органам адвокатуры.

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов — обязанность органов государства.

Корпоративность означает объединение адвокатов в профессиональные организации, где все адвокаты соблюдают определенные этические нормы[9]
.

Адвокатская тайна — необходимое условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключало бы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие к адвокату.

В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде;

3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье[10]
.

В ст.8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю». Это положение, универсальное по своему характеру, распространяется на деятельность адвоката во всех формах судопроизводства.

Существуют гарантии сохранения адвокатской тайны: 1) требование закона не разглашать сведений, сообщенных в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи (ч.2 ст.53 УПК[11]
); 2) запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого и иного адвоката — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением обязанностей защитника и представителя (пп.1, 2 ч.3 ст.56 УПК);

К субъектам сохранения тайны относятся адвокаты и в предпроцессуальный период их деятельности, т.е. до заключения соглашения о защите или представительстве (не подлежат оглашению заданные клиентом вопросы, представленные им документы, составленные адвокатом бумаги и его устные разъяснения).

Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат его реабилитации. Для предания огласке такого рода информации необходимо согласие правопреемников.

Досье адвокатов, журналы учета посетителей и учетно-регистрационные карточки должны храниться в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними лиц, не имеющих отношения к адвокатуре.

Адвокат — это лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус, позволяющий ему осуществлять все формы адвокатской деятельности. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Однако он может занимать руководящие должности в сфере науки, преподавания, искусства, а также в общественных организациях.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокатами не могут быть, в частности, индивидуальными предпринимателями.

Адвокаты иностранных государств вправе оказывать юридическую помощь на территории РФ лишь по вопросам права данного иностранного государства, например, при разрешении правовых споров между гражданами (юридическими лицами) России и этих государств. Эти адвокаты заносятся в специальный реестр, который ведет Минюст России.

Правомочия адвоката в различных формах судопроизводства определяются соответствующим процессуальным законодательством. Для участия в уголовном, гражданском или ином деле адвокат должен иметь удостоверение личности, выдаваемое органами Минюста на основании заключения адвокатской квалификационной комиссии, и ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием (бюро, консультацией и др.).

Адвокат имеет ряд прав, реализуемых в различных формах судопроизводства, и вне его[12]
. Государственные органы, должностные лица, общественные организации обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы (справки, характеристики и т.д.) или их заверенные копии.

Вопрос № 3. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение в установленном законом порядке других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

удостоверение сделок;

выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

свидетельствование подлинности подписи на документах;

свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

удостоверение времени предъявления документов;

передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

совершение исполнительной надписи;

совершение протеста векселей;

предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

принятие на хранение документов;

совершение морских протестов;

обеспечение доказательств;

выдача свидетельств о праве на наследство;

принятие мер к охране наследственного имущества[20]
.

направленные на удостоверение бесспорных прав;

направленные на удостоверение бесспорных фактов;

направленные на придание долговым и платежным документам исполнительной силы;

охранительные нотариальные действия, к которым обычно относят принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов на хранение[21]
.

Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными. Но она позволяет выделить в единой правоохранительной функции нотариата ее различные направления.

Нотариальные действия эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия совершаются в соответствии с установленными законом правилами. Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или процессуальных правоотношений.

Нотариальная функция не сводится лишь к совершению нотариальных действий. Удостоверение фактов, копий документов и другие нотариальные действия в отношении граждан и организаций совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты (ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные интересы.

Нотариальная функция является юрисдикционной функцией[22]
. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию, применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются в заранее установленной последовательности и по строго регламентированным правилам, отступление от которых может привести к недействительности нотариального акта.

Нотариус, оказывая физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов, разъясняя права и обязанности, а также юридические последствия совершаемых нотариальных действий, тем самым стабилизирует гражданский оборот, предупреждает возможность нарушения прав и интересов его участников.

Ряд юридических фактов и обстоятельств, некоторые виды сделок требуют обязательного нотариального удостоверения. Аналогичные требования предъявляются к некоторым документам. В других случаях нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов совершаются в зависимости от волеизъявления граждан и организаций.

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Обычно именно нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, выдают свидетельства о праве на наследство, принимают меры к охране наследственного имущества, выдают пережившему супругу свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов.

В случаях отсутствия в определенных местностях ведение наследственных дел и совершение обусловленных этим нотариальных действий возлагается приказом соответствующего органа юстиции на нотариусов, занимающихся частной практикой. Общими для всех нотариусов являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов.

В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет по решению суда личную имущественную ответственность в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством или за умышленное разглашение сведений о совершенном нотариальном действии, т.е.

Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком, следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию и, наконец, методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.

В системе правоохранительных органов нотариат наиболее тесно связан с судом, нотариат даже иногда называют органом предварительного, превентивного правосудия[25]
.

Нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за соблюдением законности в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается. При совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и т.п.

В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и достоверными.

Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде. Суд также рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде общей юрисдикции или арбитражном суде[26]
.

Нормы, регулирующие организацию и деятельность нотариата, составляют самостоятельную отрасль законодательства. Она самым тесным образом связана с такими отраслями законодательства, как гражданское, гражданское процессуальное, семейное, земельное, трудовое, жилищное. При совершении нотариальных действий, составляющих компетенцию нотариата, нотариусу приходится не только применять законодательство о нотариате, но и обращаться к нормам указанных отраслей законодательства.

На должность нотариуса назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен и получившие лицензию на право нотариальной деятельности.

Лицензия на право нотариальной деятельности (далее лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основе решения квалификационной комиссии.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Квалификационная комиссия, принимающая экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, образуется при органах юстиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов с участием представителей соответствующих нотариальных палат.

должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество должностей нотариусов в нотариальном округе;

Задача 1

Районный суд, рассмотрев гражданское дело по иску Суховой к Самсоновой о праве собственности на домовладение, вынес решение, которым признал, что Суховой принадлежит 1/3 часть домовладения, а Самсоновой — 2/3 части. Одновременно суд указал, что раздел домовладения совладельцы могут осуществить сами, а в случае спора обратиться с иском в Московский областной арбитражный суд.

Ссылаясь на закон, оцените решение районного суда.

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности и может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). [33]

Таким образом, суд, в соответствии с положениями ст.252 ГК РФ[34]
корректно разъяснил совладельцам общего домовладения их право на его раздел в добровольном или судебном порядке, согласно определенных долей (1/3 и 2/3).

Порядок обращения спорящих сторон в суд указан неверно.

На мой взгляд, развитие данной ситуации возможно в 2-х направлениях и выбор одного из них определится приходом техника БТИ, который выдаст заключение о возможности (невозможности) выдела в натуре сторонам спора их долевой собственности, т. к. это связано с возможной перепланировкой, разделом мест общего пользования и т.д.

В случае возможности раздела в натуре домовладения, спор о разделе будет разрешать районный суд в соответствии со ст.24 ГПК РФ[35]
, т. к. требования будут связаны с имущественными отношениями.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.23 ГПК РФ, мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Поэтому судья, определивший арифметические (идеальные) доли в праве совместной собственности на домовладение, мог указать порядок обращения к мировому судье соответствующего участка для разрешения спора об определении порядка пользования недвижимым имуществом, если спор не был бы связан с определением права собственности на него (т.е. при невозможности раздела дома в натуре). Это зависит от решения техника, который и определит возможность или невозможность раздела домовладения.

Но в данном случае, скорее всего, судья превысил свои полномочия, разъясняя в своем решении сторонам судебный порядок раздела домовладения и выходя за пределы исковых требований. Суд не мог знать, причинит ли раздел дома несоразмерный ущерб или нет без заключения техника. Скорее всего, женщины просто просили суд определить их доли в совместной собственности.

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям и может выйти за их пределы в случаях, прямо оговоренных в законах.

Закон не предусматривает разъяснения истцам порядка дальнейших действий после определения долей в долевой собственности.

Раскройте содержание принципа независимости судей и подчинения их только закону. В Конституции Российской Федерации и других законах предусмотрены гарантии осуществления этого принципа. Назовите их.

В соответствии со ст.120 Конституции РФ и ст.5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Независимость судей, подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешения судами гражданских, административных и иных дел.

предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

запрет, под угрозой наказания ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку;

неприкосновенность судьи.

Судья при исполнении своих полномочий, во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, принадлежать к политическим партиям и движениям. Судье запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Независимость судей обеспечивается также деятельностью органов судейского сообщества, основными задачами которых являются защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности и др.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, которое принимает меры по материально-финансовому и социальному обеспечению судей.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (статья 5).

Независимость судей от чьей бы то ни было воли, их самостоятельность в осуществлении правосудия основываются на подчинении судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) / РГ от 25 декабря 1993 г. N 237;

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»/СЗРФ от 6 января 1997 г. N 1 ст.1;

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ/ СЗРФ от 18 ноября 2002 г. N 46 ст.4532;

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ/ СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст.3301, от 29 января 1996 г. N 5 ст.410, от 3 декабря 2001 г. N 49 ст.4552;

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ/ СЗРФ от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст.4921;

6. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»/СЗРФ от 1 июня 1998 г., N 22, ст.2331;

7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/СЗРФ от 10 июня 2002 г., N 23, ст.2102;

8. Основы законодательства РФ «О нотариате» от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г) / РГ от 13 марта 1993 г.;

9. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (в ред. от 9 января 1996 г) /СЗ РФ, 1996, N 3, ст.140;

10. Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы»/ Тверская, 13. Газета Правительства Москвы. 2002. 19 ноября;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WizardMag.ru