Свидетели Иеговы — кто они и почему Свидетелей иеговы считают экстремистами?

Чем свидетели Иеговы отличаются от православных?

Без подробного изучения сложно разобраться, во что верят Свидетели Иеговы. Это связано с тем, что на протяжении существования организации ее доктрины не единожды менялись и корректировались. Например, иеговисты уже несколько раз громогласно оповещали мир о надвигающемся конце света. Свидетели Иеговы, кто они и чем их вера отличается от православной:

  1. Последователи учения изучают и по-своему интерпретируют Священное Писание, считая лишь свою трактовку истинно верной. Они признают только Библию, игнорируя все иные писания (в том числе апостольские), потому что они исходят не от Бога, а от людей. При этом сами они постоянно издают литературу, основанную на библейских текстах и дополненную собственными измышлениями.
  2. Для приверженцев Свидетелей Иеговы термины «Создатель» и «Господь» не являются достойными для обращения к Богу. Они считают их лишь титулами и обращаются к всевышнему только по имени Иегова.
  3. Адепты секты воспринимают Христа как воплощение Архангела Михаила.
  4. Свидетели Иеговы считают, что казнь и воскрешение Иисуса Христа не является спасением от грехов человечества. По их мнению, Христос вообще воскрес не телесно, а духовно и искупил лишь первородный грех Адама и Евы.
  5. У иеговистов абсолютно отсутствует понятие бессмертной души.
  6. Иеговисты не признают понятий рая и ада. По их верованию рай наступит на Земле после конца света и войдут в него лишь помилованные или те, кто служил Богу.
  7. Приверженцы общины утверждают, что второе пришествие Христа уже произошло, как и явление Сатаны. Поэтому в ближайшем будущем ожидают конца света и суда над людьми, что и предсказывали не единожды.
  8. У секты нет икон, они не признают крестного знамения.

Содержание

  • 1Название
  • 2Распространение
  • 3История
  • 4Организация и управление
  • 5Вероучение
  • 6Религиозные службы и практики
  • 7Свидетели Иеговы и общество
  • 8Личное благочестие, этика и моральные нормы
  • 9Критика свидетелей Иеговы
  • 10Свидетели Иеговы в средствах массовой информации и мировой культуре
  • 11Место свидетелей Иеговы в систематике религий
  • 12Примечания
  • 13Ссылки

Что проповедуют Свидетели Иеговы?

Иеговисты утверждают, что после Судного дня на Земле наступит райская жизнь. По их мнению, Христос как посланник и представитель Бога свершит суд над людьми и отсеет грешников, которые умрут навсегда. Основным отличием – вера в единого ветхозаветного Бога Иегову (Яхве). Для непосвященных людей сложно понять, кто такой Иегова.

Во всех христианских конфессиях абсолютным постулатом веры выступает триединая сущность – Отец, Сын и Святой Дух. Иеговисты же отрицают божественное происхождение Христа, при этом признавая его важную роль. Свидетели Иеговы не верят в искупление грехов, которое подарил Иисус своей жертвенной смертью на кресте. Иеговисты совершенно не признают существование и значимость Святого Духа.

Исследователи Библии

Чарльз Тейз Расселл (1852—1916), 1-й Президент Общества Сторожевой башни. Фотография 1911 года.
Чарльз Тейз Расселл

(1852—1916), 1-й Президент Общества Сторожевой башни. Фотография 1911 года.

История свидетелей Иеговы начинается с движения «Исследователей Библии», основанного в конце 70-х годов XIX векаЧарльзом Тейзом Расселлом в Соединённых Штатах Америки. Характерными особенностями учения Исследователей Библии времён Расселла были антитринитарианство, хилиазм, смертность души. В те времена Исследователи Библии не отвергали многое из того, что позднее было отвергнуто свидетелями Иеговы — так, они считали крест символом христианства, праздновали Рождество и дни рождения. В организационном плане общины Исследователей Библии строились на «демократических» началах — старейшины в собраниях выбирались путём голосования.

Свидетели Иеговы - кто они и почему Свидетелей иеговы считают экстремистами?

В 1879 году Расселл стал выпускать журнал «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа», известный в настоящее время как «Сторожевая башня». В качестве юридического лица для обеспечения деятельности Исследователей Библии было основано «Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов» (Пенсильвания). Расселл стал первым президентом этого общества.

Исследователи Библии того времени считали, что «последние дни» начались в 1799 году (год, когда Наполеон лишил папу римского светской власти), а Христос правит как Царь над небом с 1878 года[1] и ожидали, что Армагеддон начнётся в 1914 году[2]. Эти вычисления были опубликованы Расселлом в шести томах «Исследования Писаний[en]».

После смерти Расселла в 1916 году, вторым президентом Общества Сторожевой башни становится Джозеф Франклин Рутерфорд[3].

В 1919 году, для популяризации своего учения, Исследователи Библии начали издавать журнал «Золотой век» (англ. The Golden Age), выходящий в настоящее время под названием «Пробудитесь!».

В своей книге «Миллионы ныне живущих людей никогда не умрут» (Millions Now Living Will Never Die[4]), изданной в 1920 году Рутерфорд писал о 1914 годе, как о времени начала невидимого правления Христа на небе и предсказывал, что Армагеддон произойдёт в 1925 году и в этом же году будут воскрешены ветхозаветные праведники.

Чего нельзя свидетелям Иеговы?

Правила Свидетелей Иеговы очень строги. Четко построенная система внутренней иерархии приводит к тотальной слежке и контролю за соблюдением членами организации главных запретов:

  1. Политический нейтралитет, вплоть до игнорирования всех выборов и общественных мероприятий.
  2. Абсолютное отрицание убийства даже в целях обороны и самозащиты. Иеговистам запрещено даже прикасаться к оружию. Их вера не позволяет им даже служить в армии, призывники выбирают прохождение альтернативные варианты службы.
  3. Запрет на переливание крови и вакцинацию. Приверженцы секты исключают возможность переливания крови, даже если от этого зависит жизнь. Это объясняется библейским запретом и страхом, что в тело попадет кровь Сатаны.
  4. Отрицание праздников. Для иеговистов практически не существует праздников, включая религиозные, светские и личные даты. Исключение составляет Вечер воспоминания смерти Христа. Остальные праздники они считают языческими, ведь о них нет упоминания в Библии.

История

В 1933 году в Германии насчитывалось около 25 000 свидетелей Иеговы. Тысячи из них оказались среди первых, кого отправили в нацистские лагеря и тюрьмы. Они заявляли о своей позиции нейтралитета в любых вопросах, касающихся политики и войны. Всего с 1933 по 1945 годы в Германии почти 10 тысяч Свидетелей Иеговы стали жертвами нацизма.[7] Около 2 000 Свидетелей умерли, из них более 250 были казнены.[8]

История свидетелей Иеговы в России начинается с 1891 года, когда Симеон Козлицкий, возвратившись из Соединённых Штатов, привёз с собой в Российскую империю новую религию, которую он узнал от Исследователей Библии в США. Козлицкий в этом же году был сослан в Сибирь.[9]

С приходом большевиков свидетели Иеговы всячески преследовались властью за антисоветскую пропаганду. После распада СССР в 1991 году свидетели Иеговы получают официальное признание.

В современной России в некоторых регионах деятельность организации попадает под запрет, а литература объявляется экстремистской.[10]

По состоянию на декабрь 2011 года, в России в отношении свидетелей Иеговы ведётся расследование девяти уголовных дел по статье 282 УК РФ («действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам отношения к религии») в таких городах, как в Асбест, Ахтубинск, Кемерово, Таганрог, Чебоксары, Челябинск, Чита, Салехард и Йошкар-Ола.

Большую огласку получило дело Калистратова — старейшины из Горно-Алтайска, которое дважды опротестовывалось, пока, наконец, 22 декабря 2011 года Верховный суд Республики Алтай постановил прекратить уголовное дело против Калистратова за отсутствием состава преступления и признал за ним право на реабилитацию.

После Первой мировой войны территория Украины входила в состав четырёх соседних стран. Её центральная и восточная части вошли в состав Советского Союза. Западная Украина была разделена между тремя другими государствами. Галиция и Волынь были присоединены к Польше, Буковина — к Румынии, Закарпатье — к Чехословакии. Гражданам этих трёх стран предоставлялась определённая религиозная свобода и Исследователям Библии разрешалось проповедовать.

В мае 1926 г. в селе Великие Лучки состоялся первый конгресс Исследователей Библии в Закарпатье. На нём присутствовало 150 человек и двадцать человек крестилось. В следующем году в той же самой местности состоялся конгресс под открытым небом в центральном парке города Ужгорода, на котором собралось 200 человек.

Свидетели Иеговы - кто они и почему Свидетелей иеговы считают экстремистами?

Когда образовались первые группы Исследователей Библии, появилась необходимость в собственных помещениях для проведения встреч. Первый Зал Царства был построен в селе Диброва (Закарпатье), в 1932 году. Позднее в соседних селах Солотвина и Белая Церковь построили ещё два зала.

Несмотря на то, что некоторые из этих залов во время войны были разрушены, а некоторые были конфискованы, в конце 2001 г. в селе Диброва было 8 Залов Царства и в шести окрестных селах — 18.

26 сентября 2012 года Верховный суд Украины пресек попытку незаконного захвата значительной части земельного участка, на котором в селе Брюховичи под Львовом расположен украинский филиал свидетелей Иеговы.

История свидетелей Иеговы начинается с кружка «Исследователей Библии», основанного в 1870 годуЧарльзом Тейзом Расселлом в США. Вскоре в качестве юридического лица для обеспечения издательской деятельности Исследователей Библии в 1884 году было основано «Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов» (Пенсильвания).[12]

После смерти Расселла в 1916 году, вторым президентом ОСБ становится Джозеф Франклин Рутерфорд, при котором произошёл раскол внутри организации, вызванный изменением принципов управления и некоторых учений организации, а также авторитарной «чисткой» в руководстве Обществом Сторожевой Башни, после которой Рутерфорд де-факто стал единственным редактором всех изданий Общества и его главным идеологом.

В результате, начиная с 1917 года, от Общества отделились несколько групп, в том числе чикагская группа «Исследователи Писания Зари». В 1931 году последователи Рутерфорда приняли своё современное название — Свидетели Иеговы, чтобы провести чёткую границу между Исследователями Библии, которые остались лояльными Обществу во главе с Рутерфордом и теми Исследователями Библии, которые отделились от Общества, но продолжали использовать название «Исследователи Библии»[12][80].

После смерти Рутерфорда в 1942 году, президентом Общества становится Натан Гомер Норр. В Нью-Йорке была образована «Библейская школа Галаад». В каждом собрании свидетелей Иеговы стала проводиться «Школа Теократического Служения», в которой все члены собрания обучаются основам проповедования учения общества.

В последующие годы президентами Общества становятся Фредерик Вильям Френц (с 1977 по 1992 год) и Милтон Джордж Хеншель (с 1992 по 2000 год).[12] С конца 80-х годов XX века, из-за изменения политической ситуации, стала возможной открытая деятельность Общества в странах Восточной Европы, бывшего СССР, Латинской Америки, Африки.

7 октября2000 году Хеншель ушёл в отставку с поста президента Общества Сторожевой Башни, став первым главой сложившим полномочия за всю историю организации. Его сменяет на этом посту Дон Адамс (англ. Don Adams), являясь президентом Обществ по настоящее время.[12][81][82][83] Хотя руководящим органом ныне является совет директоров состоящий из семи человек и пост президента теперь должен переходить по кругу.

В 2013 году на участке земли в 102 гектара в штате Нью-Йорк планируется начать строительство нового комплекса зданий для всемирного главного управления свидетелей Иеговы. Окончание строительства запланировано на 2017 год, после чего всемирное главное управление переедет туда из своего теперешнего местопребывания в Бруклине.[85]

Чем опасны Свидетели Иеговы?

Секта Свидетели Иеговы отличается крайней навязчивостью. Иеговисты пристают к прохожим на улице и без стеснения ходят по домам, проповедуя под предлогом изучения Библии. Проблема заключается в том, что их интересы продвигаются гораздо дальше своеобразного толкования библейских текстов. Они навязывают свое видение общества без политики и управления, подчиненного исключительно одному Богу (теократия). В достижении своих целей они не отрицают возможности разрушения семьи, предательства близких, не поддерживающих их взгляды.

На первый взгляд неясно, в чем экстремизм Свидетелей Иеговы, они ведь не пропагандируют насилия. Однако по мнению юристов радикальная настроенность иеговистов представляет опасность для общества. Человек, не вступивший в их ряды, считается врагом. Немаловажным фактором опасности выступает то, что из-за запрета на переливание крови погибают не только сами адепты секты, но их родственники.

Примечания

  1. Расселл Ч. Т., Исследования Писаний, т. 2, Да приидет Царствие Твоё, гл. 2
  2. Расселл Ч. Т., Исследования Писаний, т. 2, Да приидет Царствие Твоё, гл. 7
  3. Хотя в литературе как самих свидетелей, так и полемической фамилия Rutherford обычно передаётся как Рутерфорд, однако в русском языке для передачи этого имени собственного устоялась форма Резерфорд
  4. Английский текст — Millions Now Living Will Never Die
  5. В современной литературе свидетелей Иеговы англоязычное имя Nathan обычно транскрибируется как Нейтан, в то время как в русском языке это имя традиционно передаётся через транслитерацию.
  6. До 1995-го года в русскоязычной литературе свидетелей Иеговы употреблялся термин «Руководящая Корпорация». С 1995-го года в русскоязычной литературе вместо этого термина стал употребляться термин «Руководящий совет» без соответствующего переименования англоязычного термина.
  7. В Москве прошла презентация книги о преследовании свидетелей Иеговы гитлеровским режимом  (рус.)
  8. Penton M. J. Jehovah’s Witnesses and the Third Reich. — Toronto: University of Toronto Press, 2004. — С. 420. ISBN 0-8020-8678-0
  9. Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. Глава IV.
  10. «Московский суд подтверждает запрет „Свидетелей Иеговы“» // Интерфакс-Религия

Где запрещены Свидетели Иеговы?

Секта Свидетели Иеговы запрещены в 37 странах. Главными противниками иеговистов выступают исламские государства – Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Заблокирована деятельность организации в Китае и Северной Корее, а также в некоторых странах Африки. Европейские страны, где запрещены Свидетели Иеговы – Испания, Греция.

Литература

Научная

  • Анкерберг Д.[en], Уэлдон Д.«Факты о Свидетелях Иеговы» / Пер. с англ.. — Германия: Миссия Вестник Мира, 2000. — 73 с.Архивная копия от 2 ноября 2011 на Wayback Machine
  • Армагеддона не будет. Сборник. — Иркутск: Вост.-Сибирское книжное изд-во, 1977.
  • Артемьев А. И.Свидетели Иеговы Казахстана и Средней Азии: ист.-религиовед. анализ. — 2-е изд., перераб., доп. — Алматы: ИД «Кочевники», 2010. — 352 с. — (Философия и история религий). — 3000 экз. — ISBN 978-601-218-004-6.Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • Асанбаев М. Б.Казахстан: потенциал религиозной конфликтности и факторы риска в развитии религиозной ситуации // Центральная Азия и Кавказ. — 2006. — № 6 (48). Архивировано 9 июня 2014 года.
  • Бартошевич Э. М.Борисоглебский Е. И. Именем бога Иеговы. — М.: Госполитиздат, 1960.
  • Бартошевич Э. М.Борисоглебский Е. И. Свидетели Иеговы. — М.: Политиздат, 1969. — 216 с.
  • Бартошевич Э. М.Иеговисты // Философская энциклопедия. В 5-х т / Под ред. Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 Дизъюнкция—Комическое. — 576 с. — (Энциклопедические словари и справочники).
  • Безуглов А. А. «Пришедшие из мрака». — М.:Госюриздат, 1960;
  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А.Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. Архивировано 28 июля 2014 года.Архивная копия от 28 июля 2014 на Wayback Machine
  • Веснина Л. Е.Коммуникативная стратегия запугивания в текстах религиозной организации «Свидетели Иеговы» // Политическая лингвистика. — 2012. — Т. 2012, № 2. — С. 66-70.
  • Гагарин Ю. В.[kv] Секта «свидетели Иеговы» в Коми АССР и её реакционная сущность. — Сыктывкар, 1963.
  • Гажос В. Ф. Бегство из тьмы (о сектах иеговистов). — Кишинев, 1963.
  • Гажос В. Ф. Особенности идеологии иеговизма и религиозное сознание сектантов. — Кишинев: АН МССР, 1969.
  • Гажос В. Ф. Эволюция религиозного сектантства в Молдавии (историко-философский и социологический анализ) / Под ред. Э. Г. Филимонова. — Кишинев: Кишиневский политехнический институт имени С. Лазо, 1975. — 140 с. — 1500 экз.
  • Герасимец А. С., Решетников Н. А. Религиозная секта иеговистов. — Иркутск: Иркут. отд-ние Всерос. о-ва по распространению полит. и науч. знаний., 1959. — 45 с.
  • Герасимец А. С., Решетников Н. А. Правда об организации Иеговистов. — Иркутск: Иркутск. кн. изд., 1960.
  • Герасимец А. С. Религиозная маскировка иеговистов. — Иркутск, 1961.
  • Герасимец А. С. Критика идеологии современного иеговизма / Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата философ. наук. — Иркутск: Иркут. гос. ун-т им. А. А. Жданова. Объедин. совет по присуждению учен. степеней по философ. наукам., 1965. — 22 с.
  • Герасимец А. С. Особенности идеологии и культа «свидетелей Иеговы» в СССР. — Иркутск, 1973.
  • Герасимец А. С. Теоретические и практические проблемы атеистической работы среди Свидетелей Иеговы // Информационный бюллетень ин-та научного атеизма АОН при ЦК КПСС. — М.: ИНААОН при ЦК КПСС, 1978. — № 18. — С. 75-86.
  • Головушкин Д. А.Свидетели Иеговы // Религии мира: словарь-справочник / Под ред. А. Ю. Григоренко. — СПб.: Питер, 2009. — С. 381-382. — 400 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-388-00466-6.
  • Голько О. Ф. Свідки Єгови — сибірський маршрут: Добірка розповідей та архівних документів, зібраних вченим-архівістом, живим свідком описаних подій. — Львов: ТОВ Фаворит, 2002. — 201 с. — (Про це забувати не можна). — ISBN 966-96128-0-2.
  • Грисхабер Э., Грисхабер Д.Публичное разоблачение Свидетелей Иеговы. — СПб., 1999.Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
  • Гринев Е. А. Особенности идеологии современного иеговизма и проблемы атеистического воспитания / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. — Киев, 1973.
  • Гронвельд Я.Социальная психология и групповая динамика // Сайт Е. Н. Волкова. — 2003.копия (недоступная ссылка);
  • Грудин Н. Н. Иеговизм и дети / Иркут. обл. отд-ние о-ва «Знание». Иркут. ин-т усовершенствования учителей. — Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд., 1965. — 51 с.
  • Гордиенко Н. С.Российские Свидетели Иеговы: история и современность. — 2-е изд., испр. — СПб.: Лимбус Пресс, 2002. — 233 с.
  • Горюнов, Д. В.Социальная концепция религиозного объединения «Свидетели Иеговы» / автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.13. — Пермь: Перм. гос. техн. ун-т., 2006. — 26 с.
  • Даниленко И. М. Откуда они пришли и что проповедуют. (О реакционной сущности религиозной секты иеговистов) / И. Даниленко, канд. философ. наук.. — Сталино: Сталинское областное изд-во, 1958.
  • Дворкин А. Л.«Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» / 3-е изд., перераб. и доп. — Н. Новгород, 2006. — 816 с. — ISBN 5-88213-050-6.
  • Дворкин А. Л.Псевдохристианская секта «Свидетели Иеговы». О людях, никогда не расстающихся со «Сторожевой Башней». — СПб.: Формика, 2002. — 160 с. — ISBN 5-7754-0037-2.
  • ДеЛозиер, Роджер«Стоит ли верить в Троицу?»: Критический обзор брошюры Свидетелей Иеговы
  • Евменов Д.История создания и учение Общества Сторожевой Башни / (кандидатская диссертация). — М.: ПСТБИ, 1998.
  • Зильбер А. П. Кровопотеря и гемотрансфузия. Принципы и методы бескровной хирургии. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. — 120 с.
  • Иваненко С. И.О людях, никогда не расстающихся с Библией. — Республика, 1999. — 271 с. — ISBN 5-250-02696-6.
  • Иваненко С. И.О людях, никогда не расстающихся с Библией. — Арт-Бизнес-Центр, 1999. — 271 с. — 100 030 экз. — ISBN 5-7287-0176-0.Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • Иваненко С. И.Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация. — М.: Арт-бизнес-центр, 2002. — 208 с. — 2000 экз.Архивировано 4 марта 2016 года.Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • Иваненко С. И. Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России : (Соц.-филос. анализ) / Автореф. дис. … д-ра филос. наук. — М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, 2002. — С. 44.
  • Иваненко С. И. Свидетели Иеговы в современной России: «Тоталитарная секта» или наиболее крупная протестантская конфессия? // Религиоведение. — 2002. — № 1.
  • Карчевский А. Л.Кровавое богословие Сторожевой Башни.Архивная копия от 2 ноября 2011 на Wayback Machine
  • Кашников М. Ф. Двойное дно / Науч. ред. и авт. вступит, статьи И. Е. Горохов. — Калининград: Кн. изд-во, 1975.
  • Керн Герберт. Как противостоять свидетелям Иеговы?. — СПб.: Андреев и согласие, 1995.
  • Керн Герберт.Ответ… Свидетелям Иеговы.Архивная копия от 7 января 2009 на Wayback Machine
  • Коник В. В. Иллюзии свидетелей Иеговы. — М.: Советская Россия, 1981. — 176 с.
  • Коник В. В. „Истины“ Свидетелей Иеговы. — М.: Политиздат, 1978. — 111 с.
  • Коник В. В. «Какого бога они свидетели? (Несостоятельность учения свидетелей Иеговы о богах). — Киев: Знание, 1977. — 32 с. — (О-во «Знание» УССР).
  • Коник В. В. „Критика эсхатологии свидетелей Иеговы: очередные пророчества о конце мира“. — М.: Знание, 1976.
  • Коробко Р. О.Свидетели Иеговы // Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник / Под ред. В. П. Клюевой. — Тюмень: Печатный дом «Тюмень», 2009. — С. 167-173. — 304 с. — ISBN 978-5-903741-02-1.
  • Короткая Т. П., Прокошина Е. С., Чудникова А. А., Языкович В. Р. Иеговизм / ред. М. Я. Ленсу. — Минск: Наука и техника, 1981. — 134 с.
  • Свидетели Иеговы // Кругосвет. Архивировано 24 июня 2014 года.
  • Кураев А. В.Если правы „свидетели Иеговы“ // Если Бог есть любовь…. — М., 1997. — 122 с.
  • Куц М. Т. Армагеддон. — Львов, 1966.
  • Куц М. Т. Иеговизм без маски. — Львов, 1969.
  • Куц М. Т. Иллюзии иеговизма. — Киев, 1974.
  • Левин В. Н. „Братья бруклинских апостолов“ (О свидетелях Иеговы и их деятельности в Ставропольском крае).. — Ставрополь: Ставр. кн. издат, 1978.
  • Макарова А. М., Стороженко А. И. Свидетели Иеговы. Псевдохристианский деструктивный культ. — СПб., 2004.
  • Джош Макдауэлл, Дон Стюарт.Обманщики: во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. — М.: Протестант, 1993. — 224 с.Архивная копия от 7 июня 2013 на Wayback Machine
  • Маньковский В. Г. Как иеговисты „подновили“ Апокалипсис. — Краснодар, 1962.
  • Мартин Уолтер. Царство культов. — СПб.: СП „Логос“, 1992. — 352 с.
  • Митрофан (Зноско-Боровский). Православие. Римо-католичество. Протестантизм и сектантство. Сравнительное богословие. — М.: Изд-е Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. — 208 с.
  • Милеант, Александр, еп.Лжеучение Свидетелей Иеговы
  • Морозова-Юргенсон З. С. „Слуги тьмы“ (Заметки бывшей сектантки). — Калинин: Кн. Изд-во, 1956.
  • Москаленко А. Т. Современный иеговизм. — Новосибирск: Наука, 1971. — 32 с.
  • Москаленко А. Т. Секта иеговистов и её реакционная сущность. — М.: Высшая школа, 1961.
  • Москаленко А. Т. Кто такие иеговисты?. — М.: Знание, 1959.
  • Москаленко А. Т. Под маской религии. — М., 1961.
  • Москаленко А. Т. Социальные корни и реакционная сущность идеологии и деятельности секты иеговистов / Автореф. дис.. — М., 1960.
  • Нам не по пути с иеговистами: (сборник статей) / сост.: А. С. Герасимец. — Иркутск: Иркут. отд-ние О-ва по распространению полит. и науч. знаний РСФСР, 1960.
  • Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник)(Информационно аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн.)Ростов-на-Дону.: Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1998.
  • Неизвестные страницы истории : По материалам конф. «Уроки репрессий», г. Чита, 15 дек. 1999 г. : [Посвящ. 50-летию высылки Свидетелей Иеговы из респ. бывшего Сов. Союза в Сибирь и Забайкалье]. — Чита : Б. и., 2000. — 79 с.
  • «Нравственность в традиционных религиях и культах», сборник докладов научно-практической конференции. СПб, 2000.;
  • «Общество Сторожевой Башни, Свидетели Иеговы.» Сборник статей. — СПб.: Центр Апологетических Исследований, 2004.;
  • Овсиенко Ф. Г.Экспертное заключение доктора философских наук, профессора кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Ф. Г. Овсиенко от 31 января 1997 г. по фактам противоправной деятельности религиозной организации “Свидетели Иеговы” // Материалы дела № 217885. — 31.01.1997. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  • Одинцов, М. И.Совет министров СССР постановляет: «Выселить навечно!» : Сб. док. и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951—1985 гг.). — М.: Арт-Бизнес-Центр, 2002. — 238 с. — 4000 экз. — ISBN 5-7287-0225-2.Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • Панайотидис П. Лжесвидетели Иеговы / Пер. с греч. — Салоники: Изд-во «Православный Пчельник», 1997.
  • Петжик, Тадеуш.Свидетели Иеговы — кто они? / Пер. с польского Наталья Булавская. — М.: Издательский Центр «CLARETIANUM», 1996.Архивная копия от 2 ноября 2011 на Wayback Machine
  • Порублёв Н. В.Организация Свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии. — Мн.: Славянское Евангельское Общество Австралии, 2001.
  • Пучков П. И.Свидетели Иеговы // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артёмова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 825—826. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6.
  • Рекемчук А. Е. «Двойное дно» (Документальная повесть). — М.: Госполитиздат, 1959.
  • «Религиозная проповедь сегодня (о чем говорят на молитвенных собраниях свидетелей Иеговы)». — К., 1989.
  • Религиозные организации // Россия. Электронный энциклопедический словарь. — М.: Энциклопедия.
  • Юзеф ДремлюгСвидетели Иеговы (JEHOWA’S WITNESSES) // Справочник «Религии и секты» Санкт-Петербургского Католического Информационно-просветительского Центра «Militia Dei»
  • Рогозин П. И. Лжесвидетели : [Секта «Свидетели Иеговы»]. — М.: Свет на Востоке, 1995. — 80 с.
  • Родес Р.«Вразрез со Священным Писанием: ложность учения свидетелей Иеговы», / Рон Родес; Вступ. ст. и богосл. ред.: Виктор Немцов]. — Минск : Библейская лига, 1998. — 126 с. ;
  • Роудс Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания. — СПб.: Центр апологетических исследований, 2004.
  • Рудакова Н. М. Протестантское сектантство и атеистическая работа. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984.
  • Савельев С. Н. В мире разочарований, надежд и иллюзий. (Сектантство как религиозный феномен). — Л.: Знание, 1982.
  • Свидетели Иеговы // Протестантизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: Политиздат, 1990a. — С. 232-233. — 319 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-250-00373-7.
  • Свидетели Иеговы в СССР // Протестантизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: Политиздат, 1990b. — С. 233-234. — 319 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-250-00373-7.
  • Скоморохова О. О.Печатная продукция «Свидетелей Иеговы». Принципы манипулирования сознанием аудитории;
  • Славин, О. П. Тайная армия сатаны: Соврем. разоблачения масонов, сектантов («Свидетели Иеговы») и других врагов Христианства: Православ. взгляд / Олег Славин. — М.: Торжество Православия, 2000. — 286 с. : ил.; 20 см. — (Серия Заговор антихриста). ISBN 5-7850-0157-1(ошибоч.)
  • Советов М. И.Свидетели Иеговы в России: от преследований к признанию // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг.
  • Солодовников В. В.Свидетели Иеговы // Энциклопедия для детей. Ч. 2. Религии мира / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — 5-е изд., перераб. И доп.. — М.: Аванта , 1999. — Т. 6. — С. 414-415. — 688 с. — ISBN 5-89501-025-3.
  • Станкевич Г. В. Религиозный фактор современного политического процесса / диссертация… доктора политических наук : 23.00.02. — Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012. — 417 с.
  • Тимощук А. С., Федотова И. Н., Шавкунов И. В.§ 2. Свидетели Иеговы // Введение в религиоведение: Учеб. пособие.. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011. — С. 120-122. — 153 с. — 500 экз.
  • Томас Ф. «Ложные свидетели Иеговы»: Исследование доктрин, содержащихся в учении свидетелей Иеговы. Sine loco et anno;
  • Трофимчук Н. А., Свищев М. П.Экспансия / Кафедра религиоведения РАГС при Президенте РФ. — М.: РАГС при Президенте РФ, 2000. — 218 с.
  • Трунов Д. Г. Религиозные организации и психотерапия // Журнал практического психолога Спец. выпуск: Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм. — 2000. — № 1-2. — С. 40-56.
  • Турчанинов Я. С. Кто их „владыка“?. — Ужгород: Карпати, 1973.
  • Федоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. — М.: Политиздат, 1965. — 360 с.
  • Филимонов Э. Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства / «Знание». — М., 1977.
  • Филимонов Э. Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. — М.: «Знание», 1983.
  • Фокин В. Н. Критический анализ иеговистской трактовки библейской картины мира / Автореферат дисс. на соискание учён. степ. канд. философских наук. — Л.: ЛГПИ, 1972. — 23 с.
  • Фрай, МэндиСвидетели Иеговы и переливание крови
  • Христианство: Учеб. пособие / Под ред. Ю. Шурыгина. — Волгоград: Книга, Вайланд—Волгоград, 1996. — 48 с. — ISBN 5-7610-0859-9. ISBN 5-7610-0864-5.
  • Швечиков А. Н.Рай земной: новая сказка. Об идеологической и социально-политической доктрине иеговизма. Монография. — СПб.: Изд-во Кайрос, 1997. — 158 с. Архивировано 4 августа 2012 года.Архивная копия от 4 августа 2012 на Wayback Machine
  • Шевченко В. И. Пророки огненной гибели. — М., 1961.
  • Шилишпанов Р. В. Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы» : религиоведческий анализ / автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.13. — Белгород: Белгород. гос. ун-т., 2006. — 21 с.
  • Шилишпанов Р. В.Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы» (религиоведческий анализ). — Белгород.: Белгородский государственный университет, 2006. — 218 с. Архивировано 20 мая 2011 года.Архивная копия от 20 мая 2011 на Wayback Machine
  • Шиш А. З. Иеговизм и его проповедники. — Ужгород, 1968.
  • Штретер Э. Ф. Саморазоблачение духов пятидесятничества. — М.: ИЧП «Шихино», 1993. — 141 с.
  • Языкович В. Р.Движение свидетелей Иеговы: социокультурный и ментальный аспекты // Учёные записки. Выпуск 2. Сборник научных статей факультета теологии./ Под ред. Филарета (Вахромеева К. В.), митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. — Мн.: ЕГУ, 2004. — С. 197-203. Архивировано 2 апреля 2013 года.
  • Яроцкий П. Л. Критика идеологических основ антикоммунизма современного иеговизма / Автореф… канд. филос.наук: 09.00.03.; МВ и ССО УССР. Львовский гос. ун-т. — Львов: Львовский государственный университет, 1973. — 25 с.
  • Яроцкий П. Л. Кризис иеговизма (критический анализ идеологии и эволюции обыденного религиозного сознания). — Киев: Наукова думка, 1979.
  • Яроцкий П. Л. Современный иеговизм: философско-социологический анализ идеологии и обыденного религиозного сознания» / Автореферат дисс. на соискание уч. степ. д-ра философ. наук. — М., 1980. — 50 с.
  • Яроцкий П. Л. Эволюция современного иеговизма. — Киев. — Политиздат Украины, 1981.
на других языках

Свидетели Иеговы — как вступить?

Ответ на вопрос, как стать свидетелем Иеговы, очень прост – организация открыта для всех желающих и проявляющий даже малейший интерес к деятельности и идеологии. Практически в каждом населенном пункте есть своя община иеговистов, регулярно организующая собрания в Залах Царства. Адепты всегда рады приветствовать новых членов.

Свидетели Иеговы — знаменитости

Численность организации велика, а распространенность всемирная. Среди адептов немало известных личностей и публичных людей. Знаменитые свидетели Иеговы есть среди представителей различных профессий:

  1. Музыканты – покойный Майкл Джексон и его семья (Джанет, Ла Тойя, Джермайн, Марлон Джексоны), Лизетт Сантана, Джошуа и Джейкоб Миллер (дуэт Nemesis), Ларри Грэхам;
  2. Спортсмены – футболист Питер Ноулз, сестры-теннисистки Серена и Венус Вильямс, британский борец Кеннет Ричмонд;
  3. Актеры – Оливер Похер, Мишель Родригез, Шерри Шеппард.

Свидетели Иеговы — мифы и факты

Многие СМИ выставляют организацию как секту с экстримистсткой направленностью, в защиту свидетелей Иеговы можно привести такие факты:

  1. Деструктивность и тоталитарность Свидетелей Иеговы — ничем не доказанный миф. Это четко структурированная организация, однако в ней жестких мер управления и принуждения.
  2. Миф о том, что Свидетели Иеговы призывают к разрушению семьи, опровергается множеством фактов. Члены организации годами живут в союзе с представителей других вероисповеданий.
  3. Сомнительным утверждением является и то, что Свидетели Иеговы — не христиане. Причислением к христианству считается принятие Нового завета, что не противоречит принципам организации.

Активными противниками являются представители Православной церкви, пасторы протестантских организаций высказывают озабоченность по поводу закрытия общества на законодательном уровне. Пока неясно будущее Свидетелей Иеговы в России. Свидетели Иеговы кто они сейчас и кем станут в случае запрета? Некоторые социологи полагают, что гонение иеговистов может привести к обратному результату – популяризации вероучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WizardMag.ru