Предмет муниципального права лекции

Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права»

1. Муниципальное право Российской Федерации – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

Предметом муниципального права выступают муниципально-правовые отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования.

1. Данные отношения возникают в основном на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением муниципального образования.

2. Эти отношения имеют комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетной, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления – в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Поэтому предмет муниципального права охватывает различные по содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т. д. Однако все эти отношения объединяет в самостоятельный вид общий признак: они возникают в процессе решения населением муниципальных образований вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Это доказывает, что муниципальное право – комплексная отрасль права.

Предмет муниципального права лекции

3. Обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т. е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

• отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. Эти отношения связаны с символикой, правом вступать в ассоциации и союзы и т. д.;

• отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. Это отношения, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения;

• отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления.

Муниципально-правовые отношения имеют свою структуру. Объектами отношений выступают вопросы местного значения, содержание это права и обязанности сторон, юридический факт – действия и события.

• население муниципальных образований;

• собрание (сход) граждан;

• органы местного самоуправления;

• выборные должностные лица органов местного самоуправления;

• органы территориального общественного самоуправления;

• ассоциации и союзы муниципальных образований;

• предприятия, учреждения, организации.

2. В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования.

Дозволение, предоставляющее субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление – это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Это обусловлено конституционным принципом гарантированности государством местного самоуправления как необходимого элемента конституционной системы публичной власти в Российской Федерации.

Особенность гарантирующего правового воздействия в муниципальном праве состоит в том, что государство взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Таким образом, в муниципальном праве используется не один из методов правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли права, а совокупность методов правового регулирования.

3. Источниками муниципального права являются действующие правовые акты, содержащие нормы муниципального права и муниципально-правовые договоры. Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.

К первой группе относятся международные акты, например Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.

Ко второй группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего Конституция РФ – главный источник муниципального права. В гл. 8 содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Одновременно Конституцией РФ установлены и другие основополагающие принципы местного самоуправления, в частности обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15); смысл деятельности местного самоуправления – содействие осуществлению и реализации прав и свобод человека и гражданина (ст. 18); отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти (ст. 12).

Важнейшим источником муниципального права является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Третью группу источников составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др.

Кроме того, в эту группу входят акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.

• Уставы муниципальных образований;

• общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования;

• решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований.

Смотрите еще:

Существуют
три основных способа защиты права на
местное самоуправление.

Конституция
Российской Федерации
относит вопросы защиты прав и свобод
человека и гражданина к исключительному
ведению Российской Федерации (п. «в»
ст. 71) и к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72),
что свидетельствует о важности этих
вопросов для Российского государства.

Из
статьи
2 Конституции Российской Федерации
следует, что Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина
— обязанность государства. Согласно
статье 18 основного закона права и свободы
человека и гражданина определяют смысл,
содержание и применение законов,
деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются
правосудием.

Право
на местное самоуправление как
конституционное право должно защищаться
наряду со всеми прочими. В большинстве
случаев для получения от государства
защиты права на местное самоуправление
соответствующие субъекты должны заявить
о нарушении своих прав, обратившись в
уполномоченный орган или в суд.

Тема 2. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации

В.Т. Батычко Муниципальное правоКонспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса муниципального права, на базе действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего местное самоуправление с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в законодательство по состоянию на 1 декабря 2010 года.

Конспект лекций содержит основные положения муниципального законодательства. В нем раскрывается определение понятия муниципального правоотношения, его структура и виды, рассматриваются субъекты муниципальных правоотношений, понятие службы в органах местного самоуправления и муниципального служащего.

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения муниципального права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Батычко В.Т. Муниципальное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.

1. Данилина И. Б. Муниципальное право в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 2. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2007. 3. Ковешников Е.М., Дубинин А.В. Муниципальное право России: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. 4. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. — М.: ИД Юриспруденция, 2004.

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное правопоявилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само словомуниципалитет (от лат.municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения.

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

— отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

— отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

— отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

— отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

— отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

— отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

— отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное правопредставляет собойсовокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивныйидиспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание,дозволение, запрет,сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др. Наиболее сильное воздействие имеет место со стороны норм и институтовгражданского права.

Гражданский кодекс РФ, как и другие нормативно-правовые акты гражданского законодательства, достаточно широко регулирует имущественные отношения с участием муниципальных образований, других субъектов (участников) местного самоуправления, которые становятся в этом случае одновременно и субъектами гражданского права.

В ГК РФ закрепляется положение о том, что «городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами» (п. 1 ст. 124). От имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

Используются в муниципальном праве и запреты — способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Смотрите еще:

1. Финансовые вопросы.

формирование,
утверждение, исполнение бюджета 
поселения
и
контроль за исполнением данного бюджета;

установление,
изменение и отмена местных налогов и
сборов поселения.

формирование,
утверждение, исполнение бюджета
муниципального района, контроль за
исполнением данного бюджета;

установление,
изменение и отмена местных налогов и
сборов муниципального района.

выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности
поселений, входящих в состав муниципального
района, за счет средств бюджета
муниципального района.

Тема 2. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации

Во-первых,
органы законодательной власти создают
надлежащую правовую базу для осуществления
местного самоуправления и защиты прав
граждан в процессе осуществления
местного самоуправления.

Во-вторых,
органы исполнительной власти обязаны
обеспечивать реализацию права на местное
самоуправление в процессе осуществления
государственного управления.

В-третьих,
правоохранительные органы осуществляют
деятельность органов по выявлению
правонарушений и преступлений в сфере
местного самоуправления, что, в частности,
относится к надзорной деятельности
Прокуратуры.

В-четвертых,
гарантом прав и свобод человека и
гражданина, в том числе права на местное
самоуправление, является Президент
Российской Федерации.

В-пятых,
Уполномоченный по правам человека
принимает меры по защите права на местное
самоуправление.

В-шестых,
можно назвать деятельность судов по
осуществлению правосудия.

В-седьмых,
привлечение органов и должностных лиц
к конституционно-правовой ответственности
перед государством связано с грубым
нарушением прав и свобод человека и
гражданина. Иными словами, государство
защищает право граждан на местное
самоуправление от его нарушения органами
и должностными лицами местного
самоуправления.

В-восьмых,
осуществление органами государственной
власти отдельных полномочий органов местного
самоуправления
связано с защитой прав граждан в
чрезвычайных обстоятельствах или с
неэффективной деятельностью органов
местного самоуправления, принимающих
решения, ведущие муниципальные образования
к финансовому краху.

1. отзыв
выборных лиц местного самоуправления;

2.
обращение за государственной защитой
права, в том числе обращение в суд;

3.
защита своих прав через обращения в
органы местного самоуправления;

4. защита
прав через массовые гражданские акции
(митинги, демонстрации и т.д.) и через
самоорганизацию граждан и механизмы
гражданского общества (обращение в
неправительственные, общественные
организации, средства массовой информации
и т.д.).

Владение,
пользование и распоряжение имуществом,
находящимся в муниципальной собственности
поселения;

организация
в границах поселения  электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения населения,
водоотведения, снабжения населения
топливом;

обеспечение
малоимущих граждан, проживающих
в поселении и нуждающихся в улучшении
жилищных условий, жилыми помещениями
в соответствии с жилищным законодательством,
организация строительства и содержания
муниципального жилищного фонда, создание
условий для жилищного строительства;

создание
условий для предоставления транспортных
услуг населению и организация транспортного
обслуживания населения в границах
поселения;

создание
условий для обеспечения жителей поселения
услугами связи, общественного питания,
торговли и бытового обслуживания;

организация
библиотечного обслуживания населения;

создание
условий для организации досуга и
обеспечения жителей поселения
услугами организаций культуры;

охрана
и сохранение объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
местного (муниципального) значения,
расположенных в границах поселения;

обеспечение
условий для развития на территории
поселения массовой физической культуры
и спорта;

создание
условий для массового отдыха жителей
поселения и организация обустройства
мест массового отдыха населения;

организация
сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

организация
ритуальных услуг и содержание мест
захоронения.

организация
благоустройства и озеленения территории
поселения, использования и охраны
городских лесов, расположенных в границах
населенных пунктов поселения;

организация
освещения улиц и установки указателей
с названиями улиц и номерами домов.

владение,
пользование и распоряжение имуществом,
находящимся в муниципальной собственности
муниципального района.

организация
в границах муниципального
района 
электро- и газоснабжения поселений;

создание
условий для предоставления транспортных
услуг населению и организация транспортного
обслуживания населения между поселениями
в границах муниципального района;

организация
предоставления общедоступного и
бесплатного начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего
образования по основным общеобразовательным
программам, за исключением полномочий
по финансовому обеспечению образовательного
процесса, отнесенных к полномочиям
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;

организация
оказания на территории муниципального
района скорой медицинской помощи (за
исключением санитарно-авиационной),
первичной медико-санитарной помощи в
амбулаторно-поликлинических и больничных
учреждениях, медицинской помощи женщинам
в период беременности, во время и после
родов;

организация
утилизации и переработки бытовых и
промышленных отходов;

содержание
на территории муниципального района
межпоселенческих мест захоронения,
организация ритуальных услуг;

создание
условий для обеспечения поселений,
входящих в состав муниципального района,
услугами связи, общественного питания,
торговли и бытового обслуживания;

организация
библиотечного обслуживания поселений
(обеспечение услугами библиотечного
коллектора)

1.
Отдельными государственными полномочиями
могут быть только те полномочия в сферах
общественных отношений, не являющихся
вопросами местного значения.

2.
Наделение отдельными государственными
полномочиями осуществляется федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации. Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями иными нормативными
правовыми актами не допускается.

Следовательно,
любые полномочия органов местного
самоуправления, закрепленные в законе
и не связанные с вопросами
местного значения,
являются отдельными государственными
полномочиями вне зависимости от того,
поименованы ли они в законе в качестве
отдельных государственным полномочий
или закреплены как полномочия органов
местного самоуправления в той или иной
сфере.

Передача
отдельных государственных полномочий

Законами
субъектов Российской Федерации могут
передаваться полномочия субъектов
Российской Федерации по вопросам
исключительного ведения субъектов
Российской Федерации и по вопросам
совместного ведения Российской Федерации
и ее субъектов, если это не противоречит
федеральным законам.

Федеральными
законами могут передаваться полномочия
Российской Федерации по вопросам
исключительного ведения Российской
Федерации и по вопросам совместного
ведения Российской Федерации и ее
субъектов.

Отдельные
государственные полномочия могут
предаваться только законом – это
принципиальное положение Конституции
Российской Федерации.
В Постановлении
Конституционного Суда Российской
Федерации от 30.11.2000 №15-П «По делу о
проверке конституционности отдельных
положений Устава (Основного Закона)
Курской области в редакции Закона
Курской области от 22 марта 1999 года «О
внесении изменений и дополнений в Устав
(Основной Закон) Курской области»1
указано, что наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями может осуществляться
только законодателем — федеральным или
законодателем субъекта Российской
Федерации и только в форме закона с
учетом установленного Конституцией
Российской Федерации 
разграничения предметов ведения и
полномочий Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации (статьи
71, 72 и 73).

Отдельные
государственные полномочия, передаются
не муниципальным образованиям в целом,
а конкретным органам местного
самоуправления.

По
общему правилу, отдельные государственные
полномочия могут передаваться только
органам местного самоуправления
муниципальных районов и городских
округов.
Однако, федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации могут
быть установлены случаи, когда допускается
передача отдельных государственных
полномочий органам местного самоуправления
поселений.

Передача
отдельных государственных полномочий
осуществляется без согласия органов
местного самоуправления. Впрочем, пункт
6 статьи 4 Европейской Хартии местного
самоуправления содержит норму, согласно
которой в процессе планирования и
принятия любых решений, непосредственно
касающихся органов местного самоуправления,
необходимо консультироваться с этими
органами, насколько это возможно, делая
это заблаговременно и в соответствующей
форме.

Таким
образом, при наделении органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями необходимо по крайней
мере предоставить данным органам донести
до законодателя свое мнение.

Отдельные
государственные полномочия передаются
на определенный срок, либо на неограниченный
срок.


вид или наименование муниципального
образования, органы местного самоуправления
которого наделяются соответствующими
полномочиями;


перечень прав и обязанностей органов
местного самоуправления, а также прав
и обязанностей органов государственной
власти при осуществлении соответствующих
полномочий;


способ (методику) расчета нормативов
для определения общего объема субвенций,
предоставляемых местным
бюджетам 
из федерального бюджета, бюджета субъекта
Российской Федерации для осуществления
соответствующих полномочий, включая
федеральные или региональные
государственные минимальные социальные
стандарты;


перечень подлежащих передаче в пользование
и (или) управление либо в муниципальную
собственность материальных средств,
необходимых для осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых
органам местного самоуправления, или
порядок определения данного перечня;

5. Земельные вопросы.

планирование
застройки, территориальное зонирование
земель городского округа, установление
правил землепользования и застройки
территории городского округа, изъятие
земельных участков в границах городского
округа  для муниципальных нужд, в том
числе путем выкупа, осуществление
земельного контроля за использованием
земель городского округа , ведение
кадастра землеустроительной и
градостроительной документации.

территориальное
зонирование земель межселенных
территорий,
изъятие земельных участков межселенных
территорий для муниципальных нужд, в
том числе путем выкупа, осуществление
земельного контроля за использованием
земель межселенных территорий, ведение
кадастра землеустроительной и
градостроительной документации;

6. Иные вопросы.

участие
в предупреждении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в границах
городского
округа;

организация
охраны общественного порядка на
территории городского округа 
муниципальной милицией;

обеспечение
первичных мер пожарной безопасности в
границах городского округа;

организация
мероприятий по охране окружающей среды
в границах городского округа;

организация
и осуществление экологического контроля
объектов производственного и социального
назначения на территории городского
округа, за исключением объектов,
экологический контроль которых
осуществляют федеральные органы
государственной власти;

охрана
и сохранение объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
местного (муниципального) значения,
расположенных в границах городского
округа;

опека
и попечительство;

формирование
и содержание муниципального архива.

Вопросы
местного значения  муниципального
района

участие
в предупреждении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций на территории
муниципального района;

организация
охраны общественного порядка на
территории муниципального района
муниципальной милицией;

организация
мероприятий межпоселенческого характера
по охране окружающей среды;

организация
и осуществление экологического контроля
объектов производственного и социального
назначения на территории муниципального
района, за исключением объектов,
экологический контроль которых
осуществляют федеральные органы
государственной власти;

формирование
и содержание муниципального архива,
включая хранение архивных фондов
поселений.

Кроме
того, органы местного самоуправления муниципального
района обладают всеми полномочиями
органов местного самоуправления
поселения на межселенных
территориях 
и в сельских населенных пунктах,
непосредственно входящих в состав
района в соответствии с пунктом
9 части 1 статьи 11 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
в том числе полномочиями органов местного
самоуправления поселения по установлению,
изменению и отмене местных налогов и
сборов в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WizardMag.ru